Четверг
25 Апр 2024
20:03
Приветствую Вас пользователь
RSS
 
Умники и умницы
Главная Регистрация Вход
Методическая копилка »
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [4]
Артикуляционная гимнастика [2]
Скороговорки [1]
Полезные сайты [3]
Конспекты занятий [1]
Загадки [1]
Тренажеры [4]
Отчет учителя-логопеда [2]
Презентации [1]
Дидактический материал [1]
Методическая литература [0]
Логоритмика [7]

Юному математику

Учимся грамоте

Статистика сайта
OnLine
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Всего онлайн:
Нас посетили:



Социализация учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
21 Фев 2014, 16:16

     Набирая детей в первый класс, сталкиваешься с тем, что наряду с нарушением двигательной функции, отмечаются нарушения эмоционально – волевой сферы, поведения, интеллекта. У таких детей повышена возбудимость, они чрезмерно чувствительны, беспокойны, пассивны, безынициативны. Как показывает практика, такие дети до поступления в школу  не имеют возможности полноценного социального развития, поскольку их контакты с окружающим миром крайне ограничены. Первое время у детей процесс адаптации к новым условиям жизни в школе происходит не совсем гладко и безболезненно.

     Такие ученики и пришли к нам в 1 класс в 2011 году, что составляет 16%. В. Страх перед неизвестным, расставание с родителями подчас проходили со слезами. Но щадящий режим школы, дозировка нагрузок и требований в соответствии с умственными и физическими возможностями детей, доброе отношение педагогов и психолога способствовали повышению их эмоционального тонуса, веры в свои силы, самоутверждению в коллективе. Многие были не приучены к общению со сверстниками, проявляли замкнутость, робость или наоборот агрессивность. С первых дней жизни в школе дети стали привлекаться к участию в совместных коллективных мероприятиях, были распределены обязанности и поручения детей. Так, в нашем классе появились мэр класса, его заместители, министр образования, спорта, здравоохранения, библиотекарь  и их помощники.

     Часто приходилось сталкиваться с беспомощностью и несформированностью навыка самообслуживания детей. Многие воспитывались по типу потворствующей гиперпротекции, со стороны родителей, подавляющую любую самостоятельность детей. Сейчас же детям приходится многое выполнять самим. Ребята учились самостоятельно готовить свое рабочее место к уроку, переодеваться, убирать свои принадлежности и вещи, наводить порядок вокруг себя, убирать и накрывать на стол. Оказывая посильную помощь, дети приучались с первого класса соблюдать санитарно – гигиенические навыки. Каждое выполненное задание, будь то задание по формированию навыка самообслуживания или учебная деятельность обязательно поощряется. Это способствует формированию положительной эмоциональной установки. Часто бывает достаточно похвалить кого – то из детей за хорошо выполненное задание, как видишь, как начинают стараться и другие дети, чтобы заслужить поощрение. Любое задание всегда имеет мотивацию и всегда выполненное задание должно быть оценено педагогом.  Так, например; «Сегодня М., ты молодец, сама приготовила учебники и сдала учителю тетради». Или – «Я. и П. аккуратно и красиво выполнили задание по русскому языку». И уже видишь, какой радостью светится лицо ребенка. Ведь он старался, преодолевал трудности и его труд не остался незамеченным. Всякий раз в своей работе стараюсь прививать в детях уверенность в своих силах и возможностях. Это и преодоление робости и страх передвижения.

     Огромную роль в вопросе воспитания учащихся младших классов с ДЦП, уделяю культуре поведения. С первых дней пребывания ребенка в школе начинается работа по формированию культурно – гигиенических навыков, закрепляются и расширяются правила поведения в общественных местах, проводятся занятия с детьми о здоровом образе жизни и преодоление вредных привычек. Вообще вся воспитательная работа очень многогранна. Это и нравственное, и эстетическое, и правовое, и духовно- нравственное, физическое и т.д . направления. Но главное в нашей работе, начиная с 1-го класса, воспитывать у учащихся из года в год активную и позитивную жизненную позицию. Это основа всех основ, база социальной адаптации любой личности здоровой и тем более с ОВЗ.

     Социальная адаптация – это не излечение от недугов детей с нарушением развития с последующим включением их в уже ставший привычным для нас ритм жизни. Это

 

 

приспособление к условиям социальной среды, где люди с ограниченными возможностями могли бы вести полноценную, достойную человека жизнь. В нашем классе созданы все условия, при которых учитываются своеобразие физических, интеллектуальных и эмоционально – волевых особенностей детей.

     Каким станет ребенок в будущем, станет ли он личностью, зависит во многом от него самого. С самого раннего детства надо учить детей умению анализировать свои поступки, уметь предъявлять требования не только к другим, но и к себе. А это очень нелегко, здоровому человеку, а тем более ребенку с ОВЗ, когда он в большинстве своем находится под постоянной опекой со стороны родителей. Но жизнь всегда вносит свои коррективы и рано или поздно возникает проблема общения и взаимодействия инвалида в современном обществе. Проблема эта актуальна. Самый оптимальный путь развития личности ребенка – это взаимосвязь обучения и воспитания, самовоспитания и самообразования. Нужно, чтобы желание учителя переросло в желание ученика. Более трехсот лет назад Галилей сказал: «Вы не можете чему – либо научить человека; можно лишь помочь ему самому прийти к этому». 

     Самовоспитание и самообразование - сложный процесс, требующий обязательного педагогического руководства. Чтобы сделать работу по самовоспитанию системной и планомерной мною был проведен ряд классных часов по самовоспитанию. Учитель должен помочь каждому больному ребенку преодолеть свои слабости, комплексы, быть всегда бодрыми, веселыми, сохранять интерес к жизни, по возможности исправлять свои недостатки. Одним из главных методов нашей работы должно быть доверие к ученику, вера в него и контроль действий и поступков. Советую в своей работе не забывать слова М.Горького: «Поверьте ребенку, и он покажет себя с лучшей стороны». Дети с ДЦП нуждаются в четко спланированной работе, направленной на формирование у них самостоятельности суждений и действий, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно – нравственного облика, умения жить в обществе.

     Большое внимание уделяется в нашей школе социальной реабилитации больных детей. Мы стараемся сформировать у инвалидов способность к самостоятельной социально – бытовой адаптации, социально – средовой ориентации и общественной интеграции. Каждый ребенок привлекается к участию в различных творческих мероприятиях. Например, в художественных выставках и презентациях проектов, инсценировках самостоятельно сочиненных сказок и т.д.  В школе работает кружки, где дети могут по – настоящему раскрыть свои таланты в музыке, танцах, рукоделии. Дети, участвуя во всевозможных всероссийских и международных конкурсах, получают грамоты и дипломы. Особо хочется отметить физкультурно-оздоровительную работу, проводимую в школе. Наши дети участвуют во всевозможных соревнованиях (всероссийских, региональных) по дартсу. Есть в школе и свои герои в этом поприще. Так, 30% выпускников 2011г. стали чемпионами по дартсу среди детей – инвалидов.

     Помимо работы, уроков, будней в жизни каждого человека важную роль играют праздники. Праздники бывают личные (дни рождения), общие, связанные с историческими событиями, государственные, российские, а также религиозные, христианские праздники, праздники, связанные со временем года и христианскими событиями. Сам праздник – результат длительной подготовки, причем с активным участием самих родителей,  во время, которого дети с ДЦП не только развивают свои социальные способности, но и начинают чувствовать себя частью человечества, что безусловно необходимо для разворачивания скрытого потенциала развития.

     Взаимоотношения детей с ОВЗ и здоровых – мощнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает опыт, некоторые инвалиды, даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними, игнорируют их, работодатели опасаются принимать инвалида на работу, зачастую в силу устоявшихся стереотипов. Поэтому, неподготовленные в психологическом плане люди с ограниченными

 

возможностями остаются неудовлетворенными собственной жизнью. Проводя мониторинг своих выпускников, могу четко заявить, что 85% учащихся выпускников моего класса продолжили учебу в техникумах и специальных училищах и даже ВУЗах города. Так, вспоминая первый свой выпуск учащихся 1994-1999г.г., могу не без гордости сказать, что большинство моих учеников смогли «найти свою нишу» в нелегких жизненных условиях, не сломиться перед жизненными трудностями. А ведь выпуск был совсем непростой – дети инвалиды со сложными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вспоминается веселая, жизнерадостная Л. К., хитрый и расчетливый А. П., загадочная и стройная В. И., рассудительная О. Ш., спортивные А. В. и К. Ч.

     В настоящее время все чаще ставится вопрос об интеграции больных и здоровых детей. Основной Федеральный закон о детях – « О гарантиях прав ребенка». Этот закон утверждает, что политика государства в отношении всех детей является приоритетной. Но на практике использование детьми инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему. Обучение детей с ДЦП в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми не может, по моему мнению, подготовить ребенка с ОВЗ к самостоятельной жизни, адаптировать его, таким образом, как в специальных коррекционных школах.

     Выдержит ли ребенок с ОВЗ те нагрузки в учебе, темп работы, который рассчитан на здорового ребенка? Да и современное общество детей не готово еще принять инвалида и проявлять деликатность, способность к сочувствию и помощи. Вызывает сомнение и еще такой факт: педагог общеобразовательной школы ориентирован на обучение здоровых детей, загружен подготовкой учеников к ЕГЭ, в общеобразовательных школах нет такой материально – технической базы, какая имеется в специальных коррекционных школах ( кабинет ЛФК, массаж, сенсорная комната, логопедический кабинет, плавательный бассейн, тренажеры), огромное количество кружков, профессиональная подготовка и многое другое. Я согласна с тем, что инклюзивное обучение тоже может иметь место в образовательном процессе, так как здоровые дети приобретают полезный опыт общения с детьми с ОВЗ, чувство деликатности, взаимопомощи, терпимости, способность сочувствовать. Этому всему, конечно нужно учить нашу подрастающую молодежь, но повсеместно внедрять инклюзивное образование, я думаю, не целесообразно и преждевременно.

    

Вывод: Учитывая вышесказанное и свой 20-летний опыт работы с младшими школьниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, считаю, что специальная коррекционная школа – школа, которая может помочь учащимся достичь уровня, позволяющего им адаптироваться к современным условиям жизни, продолжить образование и получить профессию, соответствующую их интересам и способностям.


 

Категория: Статьи | Добавил: Elechka
Просмотров: 1410 | Загрузок: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт


Портфолио класса

Портфолио учителя

Поиск

Кнопка сайта

Друзья сайта